Пример Pitney
Bowes показывает, что может случиться, если у компании отсутствует дисциплина
оставаться внутри пространства, очерченного тремя кругами, и что может
произойти, если компания восстановит эту дисциплину.
Компании,
которые добились выдающихся результатов, в основном, следовали простой мантре: мы
не будем делать ничего, что не согласовывается с нашей «концепцией ежа". Мы
не будем заниматься теми видами деятельности, которые не имеют ничего общего с
нашей основной деятельностью. Мы не будем приобретать другие компании, если их
деятельность не имеет ничего общего с нашим основным бизнесом. Мы не будем
создавать совместные предприятия, если их деятельность не связана с нашей. Если зто не вписывается в нашу «концепцию ежа», мы
зтого делать не будем. Точка.
С другой
стороны, обнаружилось, что отсутствие дисциплины, которая удерживала бы
компании в пространстве, очерченном тремя кругами, является одним из основных
факторов спада практически всех компаний, использованных для сравнения. Каждая
компания в нашем сравнительном анализе а) не обладала необходимой дисциплиной,
чтобы выработать концепцию трех кругов, или b) не имела необходимой дисциплины,
чтобы оставаться внутри пространства трех кругов.
R.J. Reynolds -
это классический пример. До 1960-х у R.J.R. была простая и понятная концепция,
что компания должна стать лучшей табачной компанией в США - положение, которое
она занимала в течение 25 лет.44 В 1964
году был опубликован отчет управления главного хирурга, в котором говорилось,
что курение приводит к раку легких, и R.J.R., защищаясь, начала
диверсифицироваться и двинулась на другие рынки. Конечно же, все табачные
компании делали то же самое, в то же самое время и по той же самой причине,
включая Philip Morris. Но экскурсы R.J.R. за границы трех кругов не подчиняются
никакой логике.
В
1970 R.J.R. потратила практически треть своих корпоративных активов на покупку
компании, занимающейся контейнерными перевозками и нефтедобычей (Sea-Land and
Aminoil), идея была в том, чтобы зарабатывать на перевозке собственной нефти.45
O.K., может, это и не плохая идея, но что общего она имеет с «концепцией ежа»
компании R.J.R.? Это были абсолютно «недисциплинированные» поглощения, на которые руководство компании пошло отчасти
просто потому, что основатель Sea-Land был близким другом председателя
правления R.J.R.46
После того, как
они вложили более $2 млрд в Sea-Land, размер общих инвестиций почти сравнялся с
размером акционерного капитала.47 Получилось,
что после многих лет нехватки капиталовложений табачный бизнес спустил все
деньги на тонущее судно. Правда, R.J.R. признала ошибку и продала Sea-Land.48 Один из внуков Рейнолдсов жаловался: «Ну
хорошо, эти ребята - не самые лучшие в мире производители и продавцы табачных
изделий, но что они смыслят в кораблях или нефти? Я боюсь не того, что они не
сумеют, мне просто кажется, что они выглядят, как деревенщина, у которой
завелись лишние денежки в кармане».49
Справедливости
ради надо сказать, что Philip Morris тоже не идеально претворяла в жизнь свою
стратегию расширения сферы деятельности, примером является их провал с
приобретением 7 Up. Однако совсем не как R.J.R., Philip Morris
продемонстрировала больше дисциплинированности в ответ на отчет главного
хирурга в 1964 году. Вместо того, чтобы отказаться от
своей «концепции ежа», они переработали ее, сделав упор на создании
всемирных брэндов не очень полезных для здоровья продуктов (табак, пиво,
газированные напитки, кофе, шоколад, плавленый сыр и так далее). Дисциплина,
вынудившая их остаться в пространстве, очерченном тремя кругами, является одним
из основных объяснений того, почему результаты деятельности двух компаний так
резко разошлись после отчета 1964 года. И это, несмотря на тот факт, что обе
компании столкнулись с одними и теми же возможностями и проблемами в одной и
той же отрасли. С 1964 по 1989 (когда акции RJ.R. перестали продаваться на
бирже из-за выкупа контрольного пакета сторонним инвестором) $1, инвестированный в Philip Morris, приносил дохода в 4 раза
больше, чем $1, инвестированный в R.J.R.
Немногие
компании обладают дисциплиной, необходимой для того, чтобы выработать
собственную «концепцию ежа», еще меньше способны последовательно развивать
свой бизнес в соответствии с этой концепцией. Им не удалось понять простого
парадокса: чем больше у компании дисциплины, позволяющей оставаться в рамках,
очерченных тремя кругами, тем больше у нее возможностей для роста и развития.
Действительно, выдающиеся компании скорее умерли бы, объевшись возможностями,
чем от истощения из-за их отсутствия. Проблема - не поиск возможностей, а выбор
возможностей.
Требуется
дисциплина, чтобы сказать: «Нет, спасибо» большим возможностям. Если что-то
является вашим «единственным шансом в жизни», но оно не вписывается в
пространство, очерченное тремя кругами, зто значит, что вам не надо за зто
браться.
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |