Когда
Procter & Gamble захватила рынок потребительских товаров из бумаги в
1960-е, компания Scott Paper (тогдашний лидер) сдалась без боя, согласившись на
второе место, и начала искать спасения в расширении своей номенклатуры.46
«В 1971 году компания встретилась с аналитиками, и это было одно из самых
печальных заседаний, на которых мне приходилось присутствовать, - сказал один
из аналитиков, - менеджмент, по сути дела, выбросил белый флаг со словами: «Нас поимели».47 Некогда
гордая компания как бы говорила, глядя на своих конкурентов: «С такими разве
потягаешься», и со вздохом: «Да ладно... мы еще не
самые худшие в отрасли».48 Вместо того,
чтобы думать, как контратаковать и выиграть, Scott пыталась защитить то, что
осталось. Отдав самые прибыльные сегменты Procter & Gamble, Scott
надеялась, что если они спрячутся в сегментах категории «Б», огромное чудовище,
вторгшееся в их царство, оставит их в покое.49
Kimberly-Clark,
напротив, рассматривала конкуренцию с Procter & Gamble не как тяжкое
обязательство, а как актив. Дарвин Смит и его команда были одержимы идеей
победы над лучшей компанией, видя в этом возможность
сделать Kimberly-Clark лучше и сильнее. Таким способом они хотели
активизировать конкурентный дух сотрудников Kimberly-Clark на всех уровнях. На
одном производственном совещании Дарвин Смит встал и начал так: «Прошу всех
встать на минуту молчания». Люди начали оглядываться, спрашивая, что это
Дарвин задумал? Что, кто-то умер? После короткого замешательства все встали и
помолчали, сколько надо, уставившись в пол. Выдержав соответствующую паузу,
Дарвин посмотрел на собравшихся и сказал с глубоким
трагизмом в голосе: «Это была минута молчания по Procter & Gamble».
Зал грохнул.
Блэр Уайт, бывший свидетелем происшествия, рассказывал: «Все оказались
захваченными этой идеей, на всех уровнях, вплоть до последнего рабочего. Мы
бросаем вызов Голиафу!».50 Позже Уэйн
Сандерс (преемник Смита) описал огромное преимущество, заключенное в самом
факте конкуренции с сильнейшим: «Можно ли было представить себе лучшего
конкурента, чем P&G? Никогда. Я говорю это, потому что мы их действительно
уважали. Они были больше. Они были талантливее. У них был прекрасный маркетинг.
Они вышибли с рынка всех конкурентов, кроме одного - Kimberly-Clark. И это то,
чем мы действительно гордимся».51
Разница в
реакции по отношению к P&G со стороны Scott Paper и Kimberly-Clark приводит
нас к главному заключению. Умение смотреть правде в лицо делает компании,
способные на выдающиеся результаты, сильнее и увереннее в своих силах. Они не
пасуют и не жалуются. Зто возбуждает - смотреть в лицо опасности и говорить:
«Мы никогда не сдадимся. Мы не капитулируем. У нас может уйти много времени,
но мы найдем способ победить».
Роберт Адерс из
Kroger удачно подвел итог, когда в конце интервью описывал психологию команды
Kroger в момент столкновения с серьезной проблемой перестройки всей системы,
на которую они планировали потратить 20 лет: «Было что-то «черчиллианское» в
том, что мы делали. У нас было сильное желание жить, осознание того, что мы —
это компания Kroger, и что компания Kroger была задолго до того, как мы пришли,
и останется надолго после того, как мы уйдем, и поэтому мы будем бороться за
это с Божьей помощью. На это может уйти сто лет, но мы будем, если
понадобится, бороться и сто лет»?52
В ходе
исследования нам постоянно напоминали о проекте Hardiness[37], который был выполнен
International Committee for the Study of Victimization[38]. Изучались люди, которые
испытали тяжелые жизненные травмы - больные раком, военнопленные, побывавшие в
авариях и так далее - и выжили. Было установлено, что этих людей можно
разделить на три категории: тех, кого трагическое событие ввергло в депрессию;
тех, кто смог вернуться к нормальной жизни; и тех, для кого пережитое стало
отправной точкой формирования характера, сделало их сильнее.53
Великие компании похожи на людей, которые относятся к третьей категории.
Когда в начале
1980-х годов Fannie Мае стала осуществлять коренные преобразования, почти
никто не верил в их успех, и еще меньше - в выдающийся успех.
Fannie Мае
выдала ипотечных кредитов на сумму $56 млрд, это были
потерянные деньги. Ставка под заклад ценных бумаг была около 9%, а по
собственным займам ей приходилось платить до 15%. Если умножить разницу на $56
млрд, получится чудовищный дефицит!
Более того,
согласно уставу, Fannie Мае могла работать только на
рынке ипотечных кредитов. Большинство считали, что компания
навсегда останется заложницей изменений процентных ставок: процентные ставки
растут - Fannie Мае теряет, процентные ставки падают - Fannie Мае выигрывает,
многие полагали, что Fannie Мае может добиться успеха только в том случае,
если правительство вмешается и снизит ставки по кредитам.54 «Это их
последняя надежда», - сказал один аналитик.55
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |