Другой
случай - Nucor, у которой пик был в 1994: превышение
рынка в 14 раз, она значительно опустилась из-за хаоса в высшем руководстве в
связи с уходом Кена Иверсона. Преемник Иверсона
продержался недолго и был смещен в результате отвратительной борьбы за кресло.
Один из архитекторов этого корпоративного переворота утверждал в News & Observer
(11 июня 1999, стр. D1), что Иверсон из-за возраста
перестал быть руководителем 5 уровня и начал все больше демонстрировать
эгоцентричные черты характера руководителя 4 уровня. "В свои лучшие годы
Кен был гигантом, но теперь он хочет унести компанию с собой в могилу." Иверсон придерживается
другого мнения и утверждает, что проблема компании - в стремлении ее
теперешнего руководства расширить сферу деятельности Nucor
и отойти от выработанной "концепции ежа". "Иверсон только пожимает плечами, - пишет News & Observer,
- и говорит, что стремление избежать широкой номенклатуры и было основной
причиной, почему Nucor стала узкоспециализированной
сталелитейной компанией с самого начала." Что бы там ни было - потеря
лидера 5 уровня или отход от "концепции ежа", или и то, и другое -
будущее Nucor как великой компании на момент, когда я
пишу эти строки, остается неопределенным.
Однако следует
отметить, что большинство выдающихся компаний до сих пор имеют исключительные
показатели. Семь из одиннадцати уже в течение более двадцати лет сохраняют поразительные
результаты после своего преобразования, в среднем, по 24 года, что
является замечательным, со всех точек зрения.
Почему вы
отнесли Philip Morris к
разряду великих компаний, ведь она продает табак?
Похоже, что
никакая другая компания не вызывает такой антипатии, как Philip
Morris. Даже если табачная компания может быть названа
великой (с чем многие не согласятся), остается вопрос, сможет ли она удержать
высокие показатели в долгосрочной перспективе, с учетом растущей угрозы
судебных преследований и социальных санкций. По некой иронии, Philip Morris имеет самый
длительный период выдающихся результатов с момента своего преобразования - 34
года - и это единственная компания, которую мы включили в оба исследования
("От хорошего к великому","Построенные
навечно"). Это не просто следствие того, что компания работает в отрасли с
высокой рентабельностью, поскольку продает товары никотин-зависимым потребителям. Philip
Morris выкурила все другие табачные компании с рынка,
включая R.J. Reynolds. Но чтобы обеспечить себе
будущее, Philip Morris должна открыто посмотреть суровой правде в лицо: со
временем возрастает непризнание общественностью табачного производства.
Большинство населения верит в то, что работающие в отрасли участвуют в обмане.
Честно это или нет, но люди, особенно в США, готовы простить многое, но не
прощают, когда им врут.
Каким бы ни
было наше личное отношение к табачной промышленности (отношение
было очень разное, и у нас было несколько очень горячих дискуссий) и к тому
факту, что Philip Morris
попала в "От хорошего к великому" и в "Построенные
навечно", пример этой компании весьма поучителен. Меня это научило тому,
что для достижения выдающихся результатов неважно, что составляет систему
ценностей компании, важно, насколько вы верите в выбранную систему
ценностей. Это одно из заключений, которое непросто переварить, но наши данные
целиком его подтверждают. (Более детальное обсуждение вопроса в Главе 3 "Построенных навечно".)
Может у
компании быть своя "концепция ежа" и исключительно разносторонняя
деятельность?
Наше
исследование показало, что компании с разными видами деятельности и
конгломераты редко добиваются исключительных и долгосрочных результатов. Единственное очевидное исключение - General
Electric, но мы можем найти этому объяснение в том,
что "концепция ежа" GE очень необычна и включает в себя их статус
конгломерата, объединяющего многие предприятия. Что GE делает лучше, чем любая
другая компания в мире? Производит первоклассных менеджеров. Наше мнение, это
и составляет основу их "концепции ежа". И что является основным
экономическим показателем деятельности GE? Прибыль на первую четверть
талантливых менеджеров. Представьте себе: у вас две привлекательные возможности
вложения денег, каждая из которых может принести вам несколько миллионов
долларов чистой прибыли. Но представьте, что один проект требует в три раза
больше внимания и сил самых талантливых ваших менеджеров, чтобы добиться этой
прибыли. Тот, который требует меньшее количество энергии, соответствует
"концепции ежа", а другой нет. В конце концов, чем GE гордится больше
всего? Лучшими менеджерами в мире. Это их настоящая страсть - больше,
чем лампочки, авиадвигатели, телевизоры. "Концепция ежа" GE, как она
задумана, позволяет компании работать в разных областях, оставаясь в то же
время внутри пространства, ограниченного пересечением трех кругов.
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |