Фокус Wells
Fargo на «концепции ежа» был настолько силен, что она стала, по их собственному
признанию, «мантрой». В ходе наших интервью люди на Wells Fargo повторяли одно
и то же: «Это было не сложно. Мы просто очень критично
посмотрели на то, что мы делали, и решили сконцентрироваться на тех нескольких
вещах, которые, как мы знали, мы можем делать лучше, чем кто бы то ни было, и
не отвлекаться на те области, которые потакали бы нашему самолюбию, но в
которых мы никогда не стали бы лучшими».
Это приводит
нас к одному из ключевых выводов этой главы. «Концепция ежа» - это не цель стать лучшим, не
стратегия стать лучшим, не намерение стать лучшим, не план, как стать лучшим.
Это понимание того, в чем вы можете быть лучшим. И это различие
исключительно важно.
Каждая компания
хотела бы стать лучшей в чем-нибудь, но немногие, вооружившись глубоким
знанием и обладая не замутненным тщеславием рассудком, понимают, в чем они
действительно могут стать лучшими в мире и, что одинаково важно, в чем они не
могут стать лучшими. Именно это и определяет основную разницу между
великими компаниями и всеми остальными.
Посмотрите на
разницу между Abbott Laboratories и Upjohn. В 1964 году обе компании были почти
идентичны, с точки зрения их оборота, прибыли, и номенклатуры. У обеих компаний
основной объем бизнеса был в фармацевтике, в основном, в производстве
антибиотиков. Обе компании были семейным бизнесом. Обе компании отставали от
средних показателей по отрасли. Но затем в 1974 году Abbott добилась коренных
изменений в своих экономических показателях: доходность по акциям стала в 4
раза выше, чем средний показатель по рынку, и в 5,5 раз выше, чем у Upjohn, в
течение последующих пятнадцати лет. Одно важное отличие - Abbott использовала
«концепцию ежа», опираясь на понимание того, в чем они действительно могут быть
лучшими, a Upjohn нет.
Abbott начала с
того, что посмотрела в лицо суровым фактам. В 1964 году Abbott лишилась
возможности стать лучшей фармацевтической компанией. Пока Abbott сонно плелась
в 1940-е и 1950-е, проживая прибыли с продажи эритромицина, такие компании,
как Merck, создали исследовательские лаборатории, способные конкурировать с
Гарвардом и Беркли. К 1964 Джордж Кейн и команда Abbott поняли, что Merck и другие
добились такого мощного отрыва в научных разработках, что пытаться стать
лучшей фармацевтической компанией - это все равно, что футбольной команде[45] средней школы бросить
вызов Dallas Cowboys.
Даже если вся
история Abbott и была связана с фармацевтикой, стать лучшей фармацевтической
компанией больше не представлялось возможным. Так, под руководством лидера 5
уровня, вооружившись «парадоксом Стокдейла», особенно тезисом о вере, команда
Abbott начала поиск того, в чем они могли бы стать лучшими. Примерно в 1967
году такое понимание появилось: мы потеряли шанс стать лучшей фармацевтической
компанией в мире, но у нас есть шанс стать лучшими в разработке продукции для
здравоохранения, которая позволит медицинским учреждениям снизить свои
издержки. Abbott начала экспериментировать с продуктами питания для больниц
(для помощи послеоперационным больным в быстром
восстанавлении сил) и диагностическими приборами (один из путей снизить
стоимость лечения - это правильная диагностика). Abbott стала компанией N1 на
обоих рынках и вскоре добилась того, что стала лучшей компанией в мире,
создающей продукцию, которая делает здравоохранение более экономичным.18
В Upjohn так и
продолжали жить с иллюзией, что они могут победить Merck.19 Позже, когда их отрыв от лидеров фармацевтической отрасли
только увеличился, они начали заниматься деятельностью, в которой,
определенно, не могли стать лучшими в мире, такой как производство пластиков
или химикатов. Когда разрыв увеличился еще больше, они обратились к «этическим»
препаратам[46], все еще не желая
признать, что слишком малы, чтобы выиграть по крупному в фармацевтической игре.20 Хотя Upjohn тратила на исследования почти в два раза больше
(в процентном отношении от объема продаж) Abbott, прибыль была меньше половины
прибыли Abbott к 1995, когда Upjohn купили.21
Пример Abbott и
Upjohn наглядно иллюстрирует разницу между принципом «ключевого бизнеса» и
«концепцией ежа». Наличие ключевого бизнеса и то, что вы занимались этим многие
годы, а может, и десятилетия, не означает, что вы делаете зто лучше всех в
мире. А ест вы не можете быть лучшим в мире в вашем
ключевом виде деятельности, тогда ваш ключевой бизнес не может стать основой
вашей «концепции ежа».
Определенно,
«концепция ежа» и «ключевая компетенция» - это не одно и то же. Вы можете быть
компетентны в чем-то, но необязательно иметь шанс стать в этом лучшим в мире.
Допустим, молодой человек имеет «отлично» по математике в старших классах и
сдает на «отлично» математику на выпускных экзаменах, он компетентен в
математике. Означает ли это, что этот молодой человек должен стать математиком?
Необязательно. Предположим, он поступает в колледж, начинает специализироваться
в математике, по-прежнему получает «отлично», но сталкивается с ребятами, у
которых врожденные способности к математике. Как сказал один из студентов,
оказавшихся в подобной ситуации: «У меня ушло бы 3 часа, чтобы закончить
задание на экзамене. А в классе были такие, которые заканчивали то же задание
за 30 минут и все равно получали пять с плюсом. У них просто мозги по-другому
устроены. Я очень быстро понял, что я могу стать очень компетентным математиком,
но никогда не буду лучшим».
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |