Так, подобно военачальнику, который
сжигает корабли после высадки армии на берег, оставляя выбор только между
победой и смертью, Смит объявил о решении продать комбинаты, что один из
членов совета директоров назвал «самым дальновидным» решением, когда-либо
принятым руководителем компании. Компания продала даже комбинат в Кимберли,
штат Висконсин и инвестировала все деньги в развитие таких
брэндов, как Huggies и
Kleenex.10
Бизнес-пресса назвала шаг глупым, а
аналитики с Уолл Стрит снизили оценки акций компании.11
Смит не дрогнул. 25 лет спустя Kimberly-Clark купила Scott Paper и опередила Procter & Gamble в шести из
восьми товарных категорий.12 Уйдя с поста,
Смит прокомментировал выдающиеся результаты, которых ему удалось достичь,
словами: «Я все время старался доказать, что могу справиться с этой работой».13
Дарвин Смит является классическим образцом того, что
мы стали называть «руководитель 5 уровня» - человек, который соединяет в себе
выдающиеся человеческие качества с сильной профессиональной волей. Мы
обнаружили лидеров такого типа у руля каждой великой компании в период ее
преобразования. Как и Смит, они скромны, но исключительно решительны, когда
дело касается того, что должно быть сделано для развития компании.
Руководители 5
уровня реализуются не через собственный успех, а через достижение большей цели
- создание великой компании. Это не означает, что руководители 5 уровня лишены
честолюбия. Напротив, они исключительно честолюбивы, но их честолюбие
относится, в первую очередь, к компаниям, которыми они управляют, а не к ним
самим.
Термин «5 уровень» представляет
высший уровень иерархии способностей к высшему руководству, созданной нами в
ходе исследования (см. диаграмму «5 уровней иерархии»). Нет необходимости
последовательно переходить от первого уровня до пятого, развить качества руководителей
низших уровней можно и позже. 5 уровень включает в себя все качества,
относящиеся и к более низким ступеням пирамиды. Я не собираюсь описывать все
уровни иерархии, поскольку уровни с 1 по 4 самоочевидны
и охарактеризованы другими авторами. Эта глава рассказывает об отличительных
качествах, которыми обладают лидеры, превратившие хорошие компании в великие,
то есть о тех чертах, которыми наделены только лидеры 5 уровня.
Мы не занимались целенаправленными
поисками качеств, характерных для руководителей 5 уровня, или чего-то в этом
роде. Наоборот, я настаивал на том, чтобы исследовательская группа принижала
роль, которую играет высшее руководство, чтобы избежать ситуации, когда все
заслуги, как и вся ответственность за неудачи, приписываются главе корпорации,
- весьма распространенный в наши дни подход.
Вера в то, что все - от лидеров,
сродни вере в то, что все - от Бога, а именно это тормозило развитие научного
представления о мире в Средние века. В XVI веке люди приписывали все, что они
не могли объяснить, воле Божьей. Почему нет урожая? Воля Божья. Откуда
землетрясение? Воля Божья. Что держит планеты на небе? Бог. Но в эпоху Просвещения
начали искать научные объяснения, так появились физика, химия, биология,
строительное искусство и так далее. Это не означает, что мы стали атеистами,
просто мы лучше поняли, как работают «ходики» Вселенной.
Подобным же образом каждый раз,
когда в руководстве компаний мы видим причину всех бед и побед, мы уподобляемся
людям XVI века. Мы просто расписываемся в собственном невежестве. Не то, чтобы
нам следовало стать «атеистами» в вопросах управления (лидерство имеет большое
значение), но каждый раз, когда мы в негодовании всплескиваем руками, восклицая:
«Во всем виноваты начальники!», мы отказываем себе в
возможности развить более глубокое, научное понимание того, как
работают «ходики» великих компаний.
Так, на ранней стадии проекта я
постоянно повторял: «Не обращайте внимания на руководство компаний». Но моя
исследовательская группа продолжала возражать: «Нет, в них есть что-то,
отличное от других. Мы не можем это игнорировать». Я возражал в свою очередь:
«Компании, которые мы используем для сравнения, тоже имеют своих лидеров, даже
выдающихся лидеров, в чем же разница?». Так вспыхивали споры.
В конце концов, как это всегда и
должно быть, победили факты.
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |