В 1987
Warner-Lambert сделала еще один резкий поворот, оставив рынок потребительских
товаров и попытавшись стать, как Merck. (В то же самое время
компания тратила на рекламу потребительских товаров в три раза больше, чем на
научные разработки. Несколько странноватая стратегия
для компании, которая пытается опередить Merck.)31
В начале 1990-х
в ответ на клинтоновскую реформу системы здравоохранения компания еще раз
поменяла направление и снова вернулась к широкой номенклатуре и потребительским
товарам.32
Каждый новый
шеф Warner-Lambert приходил с новой программой и сводил на
нет усилия своего предшественника. Вард Хэйген попытался добиться
коренного перелома, осуществив в 1982 дорогостоящее поглощение в бизнесе по
обслуживанию больниц. Три года спустя его последователь Джо Уильяме вытащил
компанию из бизнеса по обслуживанию больниц, что обошлось в $500 млн.33
Он попытался сконцентрировать все усилия на том, чтобы обойти Merck, но его
последователь снова вернулся к стратегии широкой номенклатуры с акцентом на
потребительских товарах. Так и продолжалось это брожение и шатание, и каждый
новый начальник пытался внести свою лепту с помощью собственной программы.
С 1979 по 1998
годы Warner-Lambert пережила три коренные реструктуризации - по одной на
каждого шефа - уволив 20000 человек в попытке добиться быстрых результатов.
Снова и снова компания добивалась некоторых улучшений, а затем откатывалась
назад, будучи не в состоянии последовательно поддерживать движение маховика от
этапа накопления потенциала к этапу роста. Доходность по акциям падала относительно
средних показателей по рынку, и вскоре Warner-Lambert перестала существовать
как независимая компания, ее проглотила Pfizer.34
Пример
Warner-Lambert исключителен, но обнаружилось, что все компании прямого
сравнения попадали в аналогичный порочный крут (см.
Приложение 8.А). Хотя детали разнятся, у всех этих компаний прослеживается
некоторая закономерность, и два факта заслуживают особого внимания:
беспорядочные поглощения и выбор руководителя, сводящего на нет усилия своих
предшественников.
Питер Дракер
как-то заметил, что стремление к слияниям и поглощениям определяется не
экономической целесообразностью, а верой в то, что гораздо интереснее провести
день, обдумывая сделку, чем заниматься настоящей работой.35 И действительно, компании, которые мы использовали для
сравнения, очень хорошо усвоили мораль популярной в 1980-е наклейки для
бамперов автомобилей: когда ехать становится тяжело, мы едем за покупками.
Чтобы понять,
какую роль играли поглощения в процессе перехода от хороших результатов к
выдающимся, мы произвели систематический качественный
и количественный анализ всех поглощений и продаж подразделений, осуществленных
всеми компаниями (в нашем исследовании) за десять лет до момента
преобразования компании и до 1998 года. Мы не обнаружили никакой взаимосвязи в
количестве или размере поглощений, но, однако, заметили существенную
разницу в том, насколько успешными были поглощения (см. Приложение 8В).
Почему
компании, достигшие выдающихся результатов, были успешнее, поглощая другие
компании, особенно при крупных поглощениях? Ключ к успеху в том, что они
осуществляли крупные поглощения после того, как разработали свою
«концепцию ежа», а маховик набрал обороты. Они использовали поглощения как ускоритель
вращения маховика, а не источник.
Компании,
использованные для сравнения, напротив, зачастую пытались за счет слияния или
поглощения добиться высокого темпа роста. И это никогда не срабатывало.
Очень часто, в тот момент, когда основной вид деятельности был под угрозой,
компании хватались за крупное поглощение, пытаясь увеличить темп роста, уйти в менее проблемные сферы бизнеса или сделать так, чтобы
деятельность главы фирмы выглядела более успешной. Они никогда не пытались
найти ответа на главный вопрос: что мы можем делать лучше всех в мире, что
является нашим ключевым показателем и чем нам действительно нравится заниматься?
Они никогда не понимали той простой истины, что вы можете купить быстрый темп
роста, но не можете купить выдающиеся долгосрочные результаты. Две посредственности, соединенные вместе, никогда не станут
одной великой компанией.
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |