Смысл книги не
в том, чтобы добавить зти концепции к тому, что
мы делаем, чтобы стало еще больше работы. Нет, смысл состоит в том, чтобы
понять, что многие наши дела - пустая трата времени и сил. Если мы организуем
нашу работу в соответствии с принципами книги и приостановим или совсем
перестанем делать все лишнее, то наша жизнь станет проще, а результаты - лучше.
Позвольте мне
привести один пример из жизни, последний в этой книге. Тренеры школьной
команды бегунов по пересеченной местности собрались на ужин в честь победы на
чемпионате штата, которую команда одержала второй год подряд. За последние пять лет команде удалось перейти от хороших
результатов (в двадцатке лучших) к выдающимся (неизменный претендент на звание
чемпиона штата среди мальчиков и девочек).
«Я не понимаю,
- сказал один из тренеров, - почему мы победили? Мы тренируемся не больше
остальных. И все, что мы делаем, так просто. Почему же?»
Он говорил о
«концепции ежа» их программы тренировок, которая сводилась к простому
утверждению: мы бегаем лучше всех в конце. Мы бегаем лучше всех в конце
тренировок. Мы бегаем лучше всех в конце состязаний. Мы бегаем лучше всех в
конце сезона, когда это особенно важно. Все связано с этой простой идеей, и
тренеры знают, как добиться этого эффекта лучше, чем кто бы то ни было в штате.
Например, тренер стоит на двухмильной отметке (на дистанции 3,1 мили), чтобы
замерить время, когда его минуют спортсмены. Но в отличие от других команд,
которые засекают время (минуты на каждую милю при определенной
скорости), эта команда засекает места (на каком месте бегуны, когда они
пробегают мимо тренера). Затем тренер подсчитывает не как
быстро бегут спортсмены, а скольких соперников они обгоняют в конце
забега, от двухмильной отметки до финиша. По результатам забега выдаются
«черепа». («Черепа» - это бусины в виде маленьких черепов, из которых ребята
делают браслеты или ожерелья, символизирующие побежденных врагов.) Ребята
научились рассчитывать темп и бегут очень уверенно: «Мы бежим лучше всех в
конце, - думают они в конце трудного забега, -так что,
если мне сейчас тяжело, то соперникам еще тяжелее!».
Также важно, на
что они не тратят энергии. Когда главный тренер возглавила программу, она
думала, что ей придется устраивать веселые игры и всевозможные развлечения,
чтобы вовлечь детей, заинтересовать их - вечеринки и экскурсии, посещения
магазинов Nike и вдохновенные речи. Она быстро
прекратила практически все эти отвлекающие (и отнимающие время) затеи.
«Смотрите, - сказала она, - бегать весело, соревноваться весело, выигрывать
весело. Если вас не увлекает то, что мы делаем -
подыщите себе другое занятие.» Результат: количество детей за последние пять
лет почти утроилось (с 30 до 82).
Пока мальчики
не выиграли первый в истории школы чемпионат штата, она не заявляла этой цели и
не пыталась настраивать детей на победу. Наоборот, она позволила детям накопить
потенциал и постепенно: неделя за неделей, соревнование за соревнованием,
понять, что они могут победить любого в штате. Однажды на тренировке один
мальчик сказал: «Слушайте, я думаю, мы можем выиграть штат». «Да, я тоже так
думаю», - сказал другой. Тренеры никогда не упоминали чемпионат штата до тех
пор, пока дети сами не увидели, что могут это сделать.
Это создало
сильнейшую культуру дисциплины, которая стала возможной только тогда, когда
семеро спортсменов-школьников почувствовали личную ответственность за победу в
соревновании - обещание, которое они дали не тренерам, а самим себе. Один
даже позвонил своим товарищам по команде вечером перед соревнованиями, чтобы удостовериться,
что они рано легли спать. (У тренеров нет необходимости заботиться о
дисциплине в такой команде.) Выкладываясь на последней миле, обгоняя соперников
(«мы лучше всех бежим в конце!»), каждый ребенок испытывает напряжение, но
знает, что будет еще хуже, если он проиграет и должен
будет смотреть в глаза товарищам по команде. Никто не проиграл, и команда
победила всех в штате с большим отрывом.
Главный тренер
перестроила программу, опираясь на принцип «сначала кто». Один из
помощников тренера - трехсотфунтовый толкатель ядра (явно не вписывается в
образ худого бегуна на длинные дистанции), но, без сомнения, нужный человек в
команде: он разделяет взгляды тренера и обладает качествами, необходимыми для
создания выдающейся команды. Когда программа набрала обороты, она начала
привлекать больше детей и еще больше тренеров. Люди хотят быть у раскручивающегося
маховика, они хотят быть в команде победителей, хотят принадлежать к сильной
культуре. Когда команда вешает еще один вымпел чемпиона у себя в зале, больше
детей записываются в секцию, вероятность находить детей с врожденными
способностями увеличивается, команда набирает очки, появляется еще больше
чемпионов, что привлекает еще больше детей, команда набирает еще больше очков и
так далее и тому подобное, начинает работать «эффект маховика».
Тратят ли эти
тренеры больше сил, чем остальные, чтобы создать такую программу? Больше ли они
работают? Нет! На самом деле, у всех помощников тренера есть другая работа,
помимо их работы тренерами -инженеры, компьютерщики,
учителя. Они работают тренерами не за деньги, выкраивая время, чтобы
участвовать в создании выдающейся команды. Они просто концентрируют все свое
внимание на нужном и не обращают внимания на
ненужное. В своем деле они следуют всем принципам, описанным в этой книге, и
не тратят время на что-то малозначное. Простые,
честные, открытые, ловкие - и очень веселые.
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |