Представьте
себе летчика. Он садится за штурвал, вокруг десятки сложных переключателей и
замысловатых тумблеров, пилот управляет огромной машиной стоимостью в $84 млн.
Пока пассажиры рассаживаются и запихивают свой багаж на верхние полки, а
стюардессы пытаются всех усадить и успокоить, пилот начинает просматривать
свой предполетный контрольный лист. Шаг за шагом он методично проходит все
обязательные положения.
Готовый к
полету, он связывается с диспетчерами и затем следует точным указаниям - какая
дорожка со стоянки, какая к буксировке, какая взлетная полоса, какое
направление. Он не поднимет самолет в небо до тех пор, пока не получит
разрешения. Взлетев, он постоянно поддерживает связь с центром управления
полетами и остается внутри пространства, отведенного гражданским самолетам.
Но вот, поддетая к месту назначения, самолет попадает в ураган с
грозой и градом. Сильнейшие перекрестные ветры, совершенно непредсказуемые,
бросают самолет вправо и влево. В иллюминаторах не видно земли, только масса
серых облаков и потоки дождя по стеклу. Стюардесса объявляет: «Леди и
джентльмены, просим оставаться на своих местах до окончания полета. Пожалуйста,
приведите спинку вашего кресла в вертикальное положение и положите ручную
кладь под сидение перед вами. Самолет вскоре произведет посадку».
«Надеюсь, не
слишком скоро», - думает менее опытный пассажир, разнервничавшийся из-за
бушующего ветра и сверкающих молний. Но опытные пассажиры продолжают спокойно
читать журналы, разговаривать с соседями и готовиться к своим делам на земле.
«Мы все это уже видели, - думают они. - Пилот произведет посадку, только если
он уверен, что это безопасно.»
Пилот делает
новый заход, пробует сесть, четверть миллиона фунтов стали
скользят по посадочной полосе на скорости 130 миль в час, но в следующее
мгновение слышно, как взревели моторы, и пассажиры вдавливаются в кресла.
Самолет снова взмывает в небо. Снова делает круг над аэропортом. Пилот находит
минуту, чтобы сделать сообщение: «Простите, ребята. У нас там были нехорошие
перекрестные ветры. Сейчас попробуем еще раз». На следующем заходе ветер
стихает, и он сажает самолет в полной безопасности.
Каков алгоритм
действий пилота? Он оперирует в границах жесткой системы, у него нет права
выходить за ее рамки. (Вы же не хотите, чтобы пилот сказал:
«Смотрите-ка, я только что прочитал в учебнике по управлению о достоинствах
системы, поощряющей свободу эксперимента, творчества и предпринимательского
подхода, дающей право пробовать новые методы и брать на вооружение те, которые срабатывают!») И в то же время наиважнейшие решения: когда
взлетать, когда садиться, когда катапультироваться или садиться
где-то еще остаются за пилотом. Несмотря на жесткость системы, самое важное - пилот несет полную ответственность за самолет
и жизни людей.
Смысл не в том,
что компании должны создавать системы, которые были бы жесткими и негибкими,
как система воздушного сообщения. В конце концов, если корпоративная система
дает сбой, люди не погибают сотнями, не сгорают заживо среди раскуроченного
железа. У авиакомпаний может быть ужасный сервис, но вы знаете, что доберетесь
до нужного места целым и невредимым. Аналогия в следующем: внутренняя
организация компаний, добившихся выдающихся результатов, напомнила нам лучшее в действиях пилота: свобода и ответственность в
пределах детально проработанной системы.
Компании,
которые добились выдающихся результатов, создали последовательные системы с
четкими ограничениями, но они также предоставили людям свободу и
ответственность в рамках этих систем. Они наняли дисциплинированных людей,
которые не нуждались в непосредственном руководстве, и направили все свое
внимание на управление системой, а не людьми.
«Это и есть
секрет того, как мы руководим магазинами с помощью дистанционного управления, -
сказал Билл Ривас из Circuit
City. - Это команда отличных менеджеров, работающих в
рамках отличной системы, и на них лежит ответственность за их магазины. Вам
необходимы руководители и сотрудники, которые верят в систему и делают все для
того, чтобы система работала. В границах этой системы у менеджеров магазинов
есть свобода действий, но есть и ответственность.»9 В некотором смысле, Circuit City стала для розничной торговли тем, чем McDonald's - для ресторанов: если и не самые приятные
ощущения, то до невероятности постоянные.
Перейти на страницу: 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 Финансы, экономика, инвестиции на сайте
куда вложить деньги. |